Аннотация:В работе рассмотрено влияние молекулярно-массового распределения н-алканов в смесях, моделирующих дизельное топливо с разным содержанием высокомолекулярных парафинов нормального строения на низкотемпературные свойства топлива и на эффективность действия депрессорной присадки на основе сополимера этилена с винилацетатом. Модельные смеси составлялись на основе керосиновой фракции (легкие углеводороды) и фракции с температурой кипения выше 280°С, выделенной из дизельного топлива (высокомолекулярные углеводороды). Для каждой смеси определены температуры помутнения, застывания (Тз) и предельная температура фильтруемости (ПТФ). В 3-х модельных смесях с наибольшим содержанием высокомолекулярных н-алканов испытана депрессорная присадка при различных концентрациях. Показано, что показатель «депрессия ПТФ» снижается с увеличением в составе топлива доли высокомолекулярных н-алканов и практически не зависит от концентрации депрессора. Высказано предположение, что снижение депрессии ПТФ с увеличением доли высокомолекулярных н-алканов в топливе, содержащем депрессорную присадку, связано с тем, что рост концентрации данной группы углеводородов способствует увеличению скорости кристаллизации и, в случае отклонения от оптимального соотношения концентрация депрессора/содержание н-алканов С15-С26, приводит к быстрому росту кристаллов, не модифицированных депрессором. Для достижения максимальной депрессии температуры застывания дизельного топлива по мере увеличения в нем содержания высокомолекулярных н-алканов требуется повышение концентрации депрессора. Наиболее явно эта зависимость проявляется для смеси с наибольшим содержанием высокомолекулярных н-алканов. Разный характер зависимости депрессии ПТФ и температуры застывания объясняется разными условиями проведения испытаний (ПТФ – в динамике, Тз – статичный, с минимальным воздействием на кристаллическую структуру), что отражается на различии в механизмах кристаллизации н-алканов в объеме топлива.