СЮЖЕТНАЯ ИГРА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 20 января 2021 г.
Аннотация:В статье представлено экспериментальное исследование, направленное на выявление связи игровой деятельности и межличностных отношений дошкольников. Главная задача работы состояла в сравнительном анализе отношений со сверстниками у дошкольников с развитой формой ролевой игры и с ее отсутствием (т. е. играющих и неиграющих дошкольников). Для выявления характера общения и межличностных отношений детей использовались метод наблюдения и три проективные методики, выявляющие характер восприятия сверстников, способы решения конфликтных ситуаций и просоциальные установки детей. В исследовании участвовали дети 5-6 лет из «играющей» и «неиграющей» групп разных детских садов. Сравнительный анализ результатов показывал преимущество играющих детей по всем показателям отношения к сверстникам. В заключение обсуждаются психологические механизмы влияния игры на становление общения и отношений дошкольников. На основании полученных результатов автор делает вывод, что наиболее очевидным и естественным методом формирования коммуникативных способностей и эмоциональной отзывчивости является создание благоприятных условий для свободной совместной сюжетной игры дошкольников.
The article presents a research on the correlation between role playing and interpersonal relationships in preschool children. Theresearchwasaimedatconductingacomparativeanalysis of interpersonal relationships in preschoolers with and without developed role playing (that is, in children who play and those who don't). The character of communication and interpersonal relationships was studied through observation and three projective techniques revealing children's perception of peers, their ways of handling conflict situations, and prosocialbehaviour. The research involved children aged 5-6 years from «playing» and «non-playing» groups of different kindergartens. The comparative analysis showed that children with developed role play had better outcomes in the attitudes towards peers. In the final part of the article the impact of play on communication development and relationships in preschool children is discussed. Basingupontheresearch resultstheauthorconcludes that the most apparent and natural method of developing communicative skills and emotional sensitivity in preschool children is to create a suitable environment for their free joint role playing.