ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНОЙ АДРЕСАЦИИ МУЛЬТФИЛЬМОВстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 20 января 2021 г.
Аннотация:Статья посвящена малоисследованной проблеме восприятия мультфильмов детьми дошкольного возраста. Проверяется гипотеза о различиях в восприятии мультфильмов, адекватных и неадекватных возрасту ребенка. Представлено исследование, в котором сравниваются особенности восприятия детьми 5-6 лет двух мультфильмов - соответствующего возрасту детей (мультфильм «Варежка») и не соответствующего (мультфильм «Бен 10»). В экспериментах выявляются особенности понимания детьми фильма, идентификации с его героями и возможность творческого развития сюжета. Результаты показали, что фильм, соответствующий возрасту ребенка, способствует адекватному пониманию им содержания фильма, которое выражается не только в узнавании и сопереживании, но и в возможности развить историю, по-своему продолжить ее, вложить в нее что-то свое; стимулирует субъектную идентификацию с его героем. В том случае, если фильм соответствует возрасту ребенка, киноэкран приобретает функцию зеркала, которое отображает и усиливает самоощущение ребенка, что способствует развитию его сознания и самосознания. В мультфильме, несоответствующем возрастным особенностям ребенка, идентификация с персонажем в большей степени происходит на основании внешних формальных признаков (мы люди, мальчики, живые и т.п.) и не затрагивает Я ребенка. В этом случае дети не вкладывают свой личный смысл в события на экране и воспринимают их отстраненно и отчужденно. Эти результаты подтверждают важность психологической экспертизы мультфильмов для детей, направленной на установление их возрастной адресации.