Аннотация:В статье проводится связь между мистериальными практиками античности и божественными именами. Техника ономазисаопределяет диспозицию Элевсинских и Орфических мистерий. Имя Персефоны является парадигмальным для Элевсинских таинств, основнаяцель которых – получить покровительство властительницы царствамертвых, ощутить божественное присутствие и стать свидетелемчуда иерофании: умереть, чтобы трансмигрировать в новую реальностьи познать вещи такими, какие они есть в действительности (опытэпоптеи). Орфические таинства, однако, связаны скорее с катарсическими практиками: очистить себя, свою душу от титанического началаи обнажить божественное присутствие дионисова «тела». Персефона иДионис, богиня и бог, чьи имена более всего отвечают эсхатологическими сотериологическим представлениям, поскольку и первая и второй непосредственно связаны с опытом инициации и экстатическими практиками, т. е. умирания и возрождения, жизни и смерти, круговоротом перерождений и перевоплощений