К ПРОБЛЕМЕ ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 20 января 2021 г.
Аннотация:В статье представлена попытка различить понятия «воля» и «произвольность». На материале анализа литературы автор предполагает, что в данной области мы имеем дело с двумя различными и качественно своеобразными процессами: в центре одного из них находится осознанность собственных действий, в центре другого - побуждение к действию, т. е. мотивация. В связи с этим предлагается гипотеза о соотношении понятий «воля» и «произвольность», согласно которой воля и произвольность имеют разное психологическое содержание и разные линии развития в онтогенезе. Произвольность, вслед за Л.С. Выготским, понимается как способность к овладению собой (своей внешней и внутренней деятельностью) на основе культурно заданных средств организации своего поведения. Этапы развития произвольности, исходя из этого, должны определяться уровнем осознания своей деятельности и средствами ее организации. Воля, следуя исторически сложившемуся пониманию, рассматривается как побуждение к активному действию, как сила и устойчивость его желаний и стремлений (волений). Развитие воли, с этой точки зрения, можно представить как формирование устойчивой мотивации, как становление собственных желаний и стремлений ребенка. Показана взаимосвязь побудительности и осознанности в разных формах детской деятельности, которая свидетельствует о том, что воля и произвольность, несмотря на качественное своеобразие, едины в своем генезисе. В заключительной части статьи обсуждаются проблемы современного детства в связи с развитием воли и произвольности.