Определение миграционных маршрутов и районов летних кочёвок больших подорликов (Clanga clanga, Accipitriformes, Accipitridae) в первый год их жизни методом GPS-GSM телеметрии)статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 апреля 2022 г.
Аннотация:С помощью GPS-GSM трекеров впервые прослежены осенние (2019 г.) и весенние (2020 г.) миграционные пути, пути летних кочевок, а также остановок во время миграций и кочевок молодых больших подорликов (Clanga clanga), помеченных в центре европейской части России (4 особи) и в Республике Татарстан (1 особь). Установлено, что в отличие от птиц более западных популяций (польской, прибалтийской и белорусской), часть птиц из которых зимует на юге Европы, все пять изучаемых подорликов мигрировали на зимовки, расположенные на Ближнем Востоке. По результатам наших исследований, подорлик поволжской популяции зимовал у юго-западного берега Каспия, а его миграционный маршрут был заметно короче, чем у четырех других особей. Выявлен кольцевой миграционный маршрут у двух птиц: осенний маршрут проходил вдоль восточного побережья Черного моря, а весенний – через проливы Босфор и Дарданеллы, а затем к западу от Черноморского побережья. Показано, что длительные осенние миграционные остановки определяются в основном наличием на пути миграции биотопов с обилием потенциальной добычи, которые встречаются не у всех птиц. У двух особей отмечены длительные остановки на весенней миграции перед пересечением Босфора и Дарданелл, вероятно, связанные с отсутствием у молодых подорликов запечатления миграционного пути. Места длительных остановок двух птиц во время летних кочевок были приурочены к территориям, занятыми обширными сельскохозяйственными угодьями. Вероятно, это можно объяснить легкой доступностью добычи во время уборочных работ.Ключевые слова: дистанционное слежение, осенние и весенние миграционные пути, длина суточных маршрутов, кормовые биотопы, места длительных миграционных остановок.