Аннотация:Цель. Преподавание русского языка как иностранного всегда связано с обращением к некоторым глубинным пластам национально-культурного сознания. Цель данной работы заключается в обосновании необходимости формирования у иностранных учащихся элементов русской культурной памяти, что, несомненно, повышает оптимизацию учебного процесса.Процедура и методы. В статье представлены некоторые результаты теоретического осмысления таких понятий, как национальная культурная память», «прецедентный текст», «отсылка к прецедентному тексту», «мнема», «мем». В качестве материала для анализа выбраны прецедентные тексты советских и российских мультфильмов.Результаты. В ходе работы были обозначены возможности использования прецедентных текстов советских и российских мультфильмов в практике преподавания русского языка как иностранного, дано их теоретическое обоснование и целесообразность.Теоретическая и/или практическая значимость. В статье развиваются некоторые идеи, лежащие в основе концепции национальной культурной памяти (М. Хальбвакс, Я. Ассман, Ю.М. Лотман), рассматриваемой как прецедентный текст особого типа, а также теории мнем (И.В. Ружицкий), единиц, функционирующих в коммуникации как отсылки к данному прецедентному тексту. В качестве иллюстрации одной из возможностей применения данных идей на практике приводится фрагмент готовящегося в настоящее время к изданию учебного пособия «Мультфильмы в жизни и жизнь в мультфильмах».