СМИ как инструмент социальной инклюзии людей с ОВЗ: тематически универсальные и специализированные издания (на примере Deaf-прессы)статья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 апреля 2022 г.
Аннотация:В статье рассматривается роль отечественной прессыв социальной инклюзии сообщества глухих. Показано, что на фоне интереса к проблематике социальной инклюзии необходимо обратиться кособенностям отдельных групп людей с ограниченными возможностямиздоровья, в частности, к своеобразию потребностей людей с нарушениями слуха. Представлены исследовательские перспективы обращения кданной теме и приведены обоснования изучения конкретно данной группы населения — жизненные практики таких людей существенно отличаются, что обусловливает необходимость различных коммуникационных стратегий в процессе их социальной инклюзии. Поскольку в Россииглухие в большинстве исследований не рассматриваются как отдельнаякультурная единица и социолингвистическое меньшинство, а исследуются преимущественно через призму инвалидности в целом с последующим обсуждением вовлечения данной категории населения, в даннойработе описаны различия между понятиями «социализация», «адаптация», «интеграция» и «инклюзия», а также обоснована концентрацияисследовательского внимания непосредственно на процессе инклюзии.Дополнительно авторами описаны особенности сообщества глухих, подходы к их изучению. В статье представлены статистические, документированные и теоретические источники, которые используются в качествебазовой основы эмпирического исследования. С целью получить максимально полное представление о роли прессы в вопросах социальной инклюзии, авторами рассмотрена как общественно-политическая пресса,так и специализированная, направленная непосредственно на сообщество глухих. Указывая на профессиональные просчеты текущей практикиСМИ, авторы планируют уделить внимание способам ее оптимизации. Сданной целью реализован контент-анализ общественно-политических испециализированных изданий, что позволило сформировать базу дляформулирования рекомендаций отечественным медиа.