Аннотация:Актуальность нового рассмотрения проблемы теоретического анализа перехода от житейских понятий к научным обусловлена обнаружением представителями подхода «концептуальных изменений» особой устойчивости житейских понятий при попытках их преодоления.Целью исследования является прояснение современного состояния разработки темы перехода от житейских понятий к научным.Методом исследования послужил теоретический анализ в форме сопоставления двух подходов – «концептуальных изменений» и культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.Результаты. Представители подхода «концептуальных изменений» видят переход от житейских к научным понятиям как «вытеснение» одних понятий другими; при этом «заблуждения», т.е. наивные теории, преодолеваются, а некоторые формы житейского мышления могут использоваться для «поддержания» начальных форм научных понятий. В подходе Л.С.Выготского переход осуществляется через трансформацию: обыденные понятия трансформируются в научные.Выводы. 1. Точкой пересечения позиций Л.С. Выготского и подхода «концептуальных изменений» является понимание детского мышления как сложного целостного образования, которое сопротивляется простому замещению «взрослым» мышлением. 2. Основное различие между этими подходами состоит в принципах анализа осуществления перехода от житейских к научным понятиям. 3. Современная система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова является наследницей идей Л.С. Выготского, однако имплицитное понимание этой теорией вопроса перехода между житейскими понятиями и научными несколько отличается от позиции Л.С.Выготского