Аннотация:В статье проводится лексико-семантический и прагматический анализ слова blast в разных типах дискурса, включая политический, СМИ и авангардный художественный. Полемичность и манипулятивность политического дискурса, с одной стороны, и установка на языковой эксперимент и деавтоматизацию сознания адресата авангардного художественного дискурса, с другой, определяют отбор единиц, обладающих потенциалом интенсификации иллокутивной силы и повышения перформативности. Корпусный анализ частотности употребления и дистрибутивный анализ позволили выявить, что к таким лексическим единицам относится blast как единица, которая обладает признаками существительного, глагола и междометия, а также имеет семантику разрушения и конфликта (в т.ч. военного). В первой части статьи подробно анализируется функционирование blast в англоязычных медиа- и политическом дискурсах. Исследуется динамика частотности употребления единицы в прессе и в политических текстах за период со второй половины XIX до начала XXI вв., выявляются особенности семантических сдвигов фокуса, грамматической сочетаемости и прагматического функционирования. Во второй части будет проанализировано экспериментальное употребление blast в авангардном художественном дискурсе на материале журнала “Blast” (1914-1915) британского вортицизма (У. Льюиса, Э. Паунда, А. Годье-Бжески и др.), а также проведен интердискурсивный анализ.Ключевые слова: лингвопрагматика, семантика, двусмысленность, иллокутивная сила, перформативность, “Blast”, политический дискурс, авангардный художественный дискурс, вортицизм.Abstract. The article presents a lexico-semantic and linguo-pragmatic analysis of the word blast in different types of discourse, including political, media, and avant-garde artistic discourses. The choice of this lexical unit underlies its potential to intensify the illocutionary force and increase the performativity as it is relevant for both political discourse, due to its polemic and manipulative nature, and avant-garde artistic discourse, due to its linguistic experimental and “de-automatizing” intentions. The corpus analysis of the usage frequency and the distributive analysis expose that blast is a relevant unit for our study – it can function as a noun, a verb, and an interjection; it has a damaging and a conflict meaning. The first part of the paper scrutinizes the functioning of blast in English media and political discourses. We reveal the dynamics of its usage frequency in the press and in political texts over the period from the 2nd half of the 19th to the beginning of the 21st centuries, which allows to consider the features of semantic shifts, grammatical co-occurrence, and pragmatic functioning. The second part dwells upon the experimental use of blast in the avant-garde artistic discourse in a case study of the magazine “Blast” (1914-1915) of British Vorticism (Wyndham Lewis, Ezra Pound, Henri Gaudier-Brzeska, etc.), as well as provides an analysis of interdiscursivity.Keywords: linguistic pragmatics, semantics, ambiguity, illocutionary force, performativity, “Blast”, political discourse, avant-garde artistic discourse, vorticism.