Аннотация:Перформативный театр архитектуры Василия Баженова
Может ли спектакль быть разыгран без актеров, режиссера, музыки, средствами только архитектуры? Еще в первой трети XIX века сценограф Пьетро ди Готтардо Гонзага написал известный трактат «Музыка для глаз». В нем программно сформулировал, что сценическая архитектура для него и есть главный герой и автор спектакля.
Предвосхищая будущих проектировщиков виртуальных пространств, Гонзага решил, что созданный собственным воображением мир театральных иллюзий куда более пассионарен, убедителен, чем даже игра актеров на сцене, звуки музыки и танцы.
Впервые этот театр декораций был показан Гонзагой в 1793 году императрице Екатерине II. Перемены сценических перспектив следовали три часа, не сопровождаясь даже музыкой. В 1818 году подобный «театр Гонзаги» открылся в усадьбе друга архитектора князя Николая Юсупова в подмосковном Архангельском. Инсталляция пространства с задниками и кулисами создавала образ эмоциональной архитектуры. Сам Гонзага пользовался определением «мимика архитектуры». Статья посвящена мимике архитектуры в реальной резиденции Екатерины II, спроектированной в 1776 году Василием Баженовым