Аннотация:В статье рассмотрены основные этапы развития государственной политики Канады в
сфере образования коренных народов. С момента образования доминиона Канада в 1867
году и до начала 1970-х гг. эта политика сводилась к насильственной ассимиляции
аборигенов в канадское общество. В основе этой политики лежали представления о
необходимости приобщить аборигенов к «высшей» европейской культуре. Политика
ассимиляции предполагала обучение детей-аборигенов в школах закрытого типа,
насильственную христианизацию учащихся, запрет на использование аборигенных языков и
следование аборигенным традициям и нормам жизни.
Большие трудности в функционировании школ-интернатов были связаны с
проблемами их финансирования. Федеральное правительство не выделяло достаточно
средств для организации обучения и создания благоприятных условий для проживания
детей, вследствие чего хозяйственные работы по обслуживанию школ велись зачастую
самими учениками. Это обернулось высоким уровнем заболеваемости и смертности среди
учащихся.
В 1970-х гг. процесс признания прав и свобод коренных народов на международном
уровне затронул и Канаду. Наиболее активные аборигенные общины и общественно-
политические организации, представляющие интересы коренного населения, вступили на
путь переговоров с властями Канады, ввиду чего были достигнуты определенные
соглашения, повлекшие за собой полную перестройку образовательной системы и
утверждение нового правового статуса коренного населения. Cреди прочего коренные
народы Канады получили право на разработку и внедрение учебных программ, подготовку
квалифицированных кадров, преподавание на родном языке, внедрение в учебный процесс
курсов по изучению культуры аборигенов.