Теоретико-методологические основы применения контент-анализа в иcследовании связки «безопасность-развитие» на материале официальных документов государств-доноровстатья
Аннотация:Данная статья продолжает серию публикаций, посвященных изуче- нию теоретико-методологических аспектов связки «безопасность — развитие». В работе сформулированы принципы нового методического подхода, основанного на применении инструментария контент-анализа к распознаванию «связки» в официальном дискурсе ведущих государств- доноров и к отслеживанию нюансов в ее наполнении конкретным по- литическим содержанием. Новизна разработанной методики состоит в соотнесении единиц кодирования (ключевых слов) с ведомственной принадлежностью документа. В статье обоснована принципиальная возможность изучения «связки» с помощью идентификации ее вторич- ных признаков. Автор предлагает оценивать степень проникновения терминов, «чуждых» традиционалистским трактовкам понятий «безопас- ность» и «развитие», в документы, составляемые соответственно мини- стерствами обороны и высшими органами управления вооруженными силами государств-доноров - и агентствами содействия международному развитию. Дополнительно оцениваются масштабы абсорбции лексем, априорно определенных в качестве специфичных для парадигмы «связ- ки» в документах, разрабатываемых на общеправительственном уровне и отдельными органами государственной власти — самостоятельно или совместно с другими структурами.
Предложенная методика, с одной стороны, позволяет в полной мере отразить дуалистичную природу «связки», двунаправленный характер составляющих ее взаимосвязей, а с другой - более объективно сравнить готовность различных ведомств к холистическому восприятию своей функциональной деятельности. Автор приходит к выводу, что потенциал применения методики контент-анализа к изучению связки «безопас- ность — развитие» может возрасти многократно при условии дополне- ния тематического анализа установлением семантических связей между отдельными единицами текста официальных документов, а также до- полнения количественных методов исследования качественными.