Аннотация:В последнее время внимание к тематике жизненных позиций молодёжиусилилось в связи с активизацией молодёжи в общественно-политическом пространствежизнедеятельности общества: отстаивание своего права на участие в формированиигородского пространства, участие в волонтёрском, экологическом движении, за сохранениекультурного наследия и ценностей различного спектра: от традиционных до современных.Характер этих и других видов деятельности регулируется жизненной позицией, отражающейпонимание разными группами молодёжи себя, смысла своей жизнедеятельности, своейроли в обществе.В статье рассматриваются сущность жизненной позиции молодёжи, особенности её формирования в рамках существующего смыслового пространства реальности и связь с социальной активностью На основе разрабатываемой Центром социологии молодёжи ИСПИФНИСЦ РАН концепции социокультурной саморегуляции жизнедеятельности и данных,полученных в ходе проведённого Центром социологического исследования, анализируютсясвязи жизненной позиции молодых людей c возрастом, уровнем материального положенияи образования, а также с региональными условиями жизни.Описаны связи жизненных позиций молодых людей с их мировоззренческими установкамина индивидуализм и коллективизм, доверие и недоверие окружающим. Путём примененияструктурно-таксономического моделирования процесса жизнедеятельности молодёжи рассмотрены взаимосвязи её жизненных позиций с элементами социокультурного механизмасаморегуляции. Так, анализируются связи ядра таксона габитусов активной и пассивнойжизненных позиций молодых людей с архетипами, ментальными чертами, современнымичертами и смысложизненными ценностями, типами молодёжных культур. Установлено,что регуляционная функция активной жизненной позиции реализуется посредством кактрадиционных, так и современных элементов механизма саморегуляции: архетипамиславы и идеализации прошлого, с одной стороны, и рационализмом, открытостью ко всемуиностранному, отношением к стране как месту проживания, с другой. В свою очередь регуляционная функция пассивной жизненной позиции преимущественно формируется подвлиянием условий жизнедеятельности молодых людей, а роль молодёжных типов культурыи смысложизненных ценностей сводится к осознанию ими смыслового содержания сформировавшейся габитуальной установки. В статье также анализируются показатели социальнойактивности молодёжи исходя из их связи с мировоззренческими смысловыми установками.