Аннотация:Дилогия В.В. Крестовского «Кровавый пуф» — «Панургово стадо» (1869),
«Две силы» (1874) — один из первых этапов мифологизации и демонизации
Константина Калиновского (1838–1864), революционера-социалиста,
одного из руководителей Польского восстания 1863–1864 гг. У Крестовского
он действует под псевдонимом «Василий Свитка», но в итоге и подлинное
имя становится известным. «Кровавый пуф» уже обсуждался в связи с жанром русского антинигилистического романа 1860–1880 гг., но его литературные контексты остаются малоизученными, и в первую очередь это относится к готической прозе второй половины XVIII — первой половины XIX в. Между тем поэтика «ужаса и тайны» оказалась близка Крестовскому; во всяком случае, тема «проклятого скитальца» была использована при формировании образа Василия Свитки / Константина Калиновского. В дилогии ему сопутствуют мотивы «оборотничества», непрерывного странствия, межпространственных прыжков, договора с нечистой силой,
подстрекательства, сеятеля смерти, неискупимости грехов, неупокоенности,
лжи и т.д. Они связаны с типично готическим сюжетом проникновения в страшную тайну героя-имморалиста и обнаружения сокрытого — жертв, результата нарушенных общечеловеческих табу, и в этом смысле преступление воспринимается как вызов мирозданию. Социально-политические процессы 1861–1864 гг. интерпретируются Крестовским с консервативных позиций. Предчувствуя приближающуюся революционную катастрофу, он воспринимал польское восстание как предвестие общерусской смуты, а по-
тому, изображая нигилистов и польских инсургентов, стремился выявить и подчеркнуть их «демоническую» сущность, и с этой целью обращался к наследию готической литературы.