Аннотация:Образование – важнейший механизм выполнения целей устойчивого развития (ЦУР).
Одно из методологических затруднений в реализации образования для устойчивого развития
(ОУР) связано с его опережающим, прогностическим характером. В связи с этим представляется целесообразным обращение при проектировании ОУР к технологиям футурологии (науки о будущем), одной из которых является форсайт. В статье рассмотрены основные особенности форсайта. Представлены результаты форсайт-сессии по проектированию ОУР как
инновационной педагогической системы и разработке «дорожной карты» по его внедрению в
Российской Федерации на период до 2030 г. Участие в работе приняли 14 экспертов (доктора
наук – 21 %, кандидаты наук – 50 %; средний педагогический стаж – 17,4 года, в том числе
в области ОУР – 12,6 лет). В ходе STEEPV-анализа выявлены основные социальные, технологические, экономические, экологические, политические и ценностные факторы, которые будут
оказывать влияние на систему образования в целом, так и на ОУР, в частности. SWOT-анализ позволил определить характерные особенности ОУР: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. В режиме мозгового штурма определены основные элементы «дорожной
карты» ОУР на ближайшие 10 лет (тренды, технологии, форматы / социальные практики и
«джокеры» / точки бифуркации). В целом полученные результаты согласуются с ключевыми
направлениями развития российского образования для достижения ЦУР, а также направлены на решение основных проблем в области ОУР. Данное исследование будет продолжено.
Ключевые слова: устойчивое развитие, образование для устойчивого развития, футурология, форсайт, проектирование