Аннотация:Уже длительное время в практике российского бизнеса, в обсуждении «мягких факторов» управления, встречаться понятие «вовлеченность персонала». Руководителей компаний все чаще интересоваться исследованиями вовлеченности, стремятся измерять и контролировать уровень вовлеченности своих сотрудников. При этом до сих пор многие менеджеры имеют достаточно смутные, скорее интуитивные представления, о том, что такое вовлеченность. А различные консультанты часто дают разнообразные определения, так как сами вкладывают в это понятие самое разное содержание.
Зачем исследовать и формировать вовлеченность
Проследив истоки, можно увидеть, что все началось с исследований удовлетворенности сотрудников. Идея о том, что довольные сотрудники работают лучше недовольных, казалась очевидной. Однако популярность измерений удовлетворенности постепенно сошла на нет, когда целый ряд исследований показал, что прямой корреляции между тем, насколько довольны сотрудники, и эффективностью компании нет. Следующим этапом стало внимание к изучению лояльности. Логика понятна: если мы не можем спрогнозировать результативность, то уж выясним хотя бы, не ждет ли нас в ближайшем будущем массовый отток персонала. Но бизнес не мог ограничиваться измерением лояльности: немало исследований предпринималось с целью выявить, почему кто-то работает хорошо, а большинство плохо. Попытки решения этой задачи развивались с двух сторон, от теории, где социологи, социальные психологи и другие эксперты разрабатывали модели эффективного сотрудника в социальном окружении, и со стороны прикладных изысканий, когда опираясь на эмпирические данные о разной эффективности организаций или отдельных сотрудников исследователи пытались выяснить, в чем суть различий на уровне установок персонала.