Аннотация:В статье анализируются последствия медиатизации коммуникативной среды образовательного процесса при переходе на дистанционное (онлайн) обучение. Эмпирическую базу составляют результаты социологического исследования, проведенного автором в одном из московских вузов в период ограничительных мер в борьбе с пандемией COVID-19 весной 2020 г. Показано, что коммуникативная среда традиционного вузовского образования не переносится в онлайн as is. Традиционные образовательные практики и компоненты учебного процесса в онлайн-среде теряют свою эффективность и требуют адаптации. Замещение личной коммуникации между преподавателями и студентами различными формами технически опосредованной (медиатизированной) коммуникации при актуальном уровне развития технологий и цифровой грамотности ведет к редуцированию преподавательского (обучающего) присутствия в образовательном процессе и оказывается фактором снижения его эффективности. Однако этот результат в значительной мере обусловлен экстренным характером перехода на дистанционное обучение, отсутствием необходимой технологической инфраструктуры, цифровых компетенций для реализации онлайн-обучения и времени для адаптации образовательных программ и подготовки кадров.