Аннотация:В статье рассматривается влияние невербальных средств выражения на трансформацию театра, предпринятую итальянскими футуристами. Отвергая классический театр, футуристы берут в качестве образца для своих постановок представления массовой культуры, из которых заимствуют как особенности драматургии, так и принцип воздействия не на разум, а на чувства зрителей. Подобное воздействие достигается подавляющим использованием невербальных средств выражения. В ряде постановок актер как носитель текста полностью вытесняется со сцены, его заменяют марионетки или пластические комплексы. Использование невербальных средств выражения служит для повышения условности театральных постановок, а также позволяет реализовать претензию авангарда на построение нового мира, созданного в соответствии с художественными законами. Происходит размывание границ между искусством и жизнью, создается единое игровое пространство, в котором зрители играют активную роль. В театральных деятельности футуристов текст вытесняется в область теоретического обоснования посредством манифестов, а в спектаклях превалирует установка на синестезию, совокупность воздействия на чувственное восприятие.
Ключевые слова: авангард, итальянский футуризм, невербальные средства выражения, массовая культура, театр художника