Школьный буллинг: об опыте исследований распространенности буллинга в школах Германии, Австрии, Россиистатья

Статья опубликована в журнале из перечня ВАК

Работа с статьей


[1] Кривцова С. В., Шапкина А. Н., Белевич А. А. Школьный буллинг: об опыте исследований распространенности буллинга в школах Германии, Австрии, России // Образовательная политика. — 2016. — Т. 3, № 73. — С. 2–25. Актуальность проблемы школьного буллинга сохраняется и даже возрастает во многих странах мира. Это ставит перед исследователями ряд задач, начиная от четкого определения понятия буллинга и заканчивая разработкой практических рекомендаций по профилактике и противостоянию буллингу. Решение этих задач является залогом успешной борьбы с данной формой психологической травли в образовательных учреждениях. В настоящей статье основное внимание уделяется понятийной дифференциации и вопросам диагностики буллинга. Коротко описывается история возникновения понятий моббинг и буллинг, а также история изучения стоящих за ними феноменов; раскрывается значение этих терминов и специфика их употребления в разных странах. Рассматривается отличие буллинга от других сходных проявлений (агрессии, насилия, виктимизации). Дается краткое описание нескольких наиболее известных на сегодняшний день исследований распространенности буллинга и их основных результатов, а также приводятся данные ОЭСР о распространенности буллинга в 27 странах мира. Дается подробная характеристика опросника Smob, разработанного Х. Каспером (Германия), с описанием количественных критериев и выделенных на их основе двух форм буллинга (буллинг I и буллинг II). Подробно описываются исследования распространенности школьного буллинга, проведенные с использованием опросника Smob в ряде регионов Германии и Австрии. Статистические данные по результатам этих исследований сопоставляются по следующим пунктам: какова частота встречаемости буллинга I и буллинга II, кто осуществляет буллинг и каково число буллеров, к кому обращаются пострадавшие от буллинга, какие действия буллинга осуществляются чаще всего (приводится 10 наиболее часто встречающихся враждебных проявлений). Особый интерес представляют результаты первого в Российской Федерации исследования по выявлению степени распространения буллинга в подростковой среде, проведенного осенью 2015 г. в школах Московской области, в котором также использовался опросник Smob. Анализируются особенности проведения данного мониторинга, полученные результаты сопоставляются с данными европейских коллег. Ключевые слова: моббинг, буллинг, проявления буллинга, формы буллинга, опросник Smob.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть