Аннотация:На выборке (N=62) девятиклассников г. Москвы с учетом пола исследована система ценностных ориентаций (ранги 22 общечеловеческих и учебных ценностей) и параметров самоотношения в зависимости от выраженности четырех типов эмоционального отношения к учебе. Эти типы в виде мотивационного профиля были получены предварительной факторизацией оценок десяти ценностей школьной жизни по методике семантического дифференциала, что позволило оценить выраженность позиционной или статусной мотивации (1), мотивации достижения (2), учебно-познавательной мотивации (3) и мотивации аффилиации (4). Это позволило далее с помощью факторного и корреляционного анализов исследуемых параметров показать, что системы ценностей существенно различаются для мальчиков и девочек одинакового возраста даже в связи с выраженностью одной и той же мотивации. Выявлено, что мотивация, ценности и самоотношение образуют устойчивые системы – на данной выборке выделено четыре наиболее типичные системы – четыре фактора, специфичные для мальчиков и девочек. При этом обнаружены системы ценностей, как зависимые от выраженности и сочетания мотивации определенного типа, так и общие для любых видов мотивации. Как показали результаты нашего исследования, для девочек учебно-познавательная и позиционная (статусная) мотивация с точки зрения связей с ценностями оказались слиты в один фактор, а для мальчиков в один фактор объединяются мотивации достижения и с обратным знаком мотивация аффилиации. Если самореализация девочек в школе проходит через процесс познания (ценность «самосовершенствование в учебе»), а в будущем они видят возможность самореализации через ценность «счастливая семейная жизнь», то мальчики с данной мотивацией связывают свою возможность самореализации с другими ценностями – «здоровье», «признание в коллективе», «мой авторитет».