Социальные индикаторы конфликта в контексте медиа и журналистики: анализ содержания российских СМИстатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 сентября 2021 г.
Аннотация:Конфликтология как область знания нацелена на вы- явление и обоснование факторов, которые систематически порождают в обществе противоречия, социальную напряженность и столкновения. При этом исследователи признают, что медиасопровождение стало не- отъемлемой естественной частью конфликта на протяжении всего его развития, что дает основания для медиацентрического подхода к ис- следованиям социокультурных конфликтов с использованием междис- циплинарных подходов и методологических инструментов. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого стал анализ ключевых индикаторов конфликто-ориентированной информа- ционной повестки российских медиа. В качестве объекта исследования были выбраны ведущие федеральные общественно-политические газе- ты «Комсомольская правда», «Российская газета» и «КоммерсантЪ», а также и интернет-СМИ Lenta.Ru и Gazeta.Ru. Период исследования со- ставил январь-декабрь 2020 г. Отбор и анализ публикаций, по ключевым словам, был проведен с помощью информационно-поисковой системы мониторинга и анализа СМИ «Интегрум» и алгоритма на основе искус- ственных нейронных сетей word2vec. Оригинальная методология позво- лила определить долю публикаций, содержащих категорию конфликта, в общем массиве сообщений СМИ, выявить ключевые индикаторы кон- фликто-ориентированной информационной повестки и проанализиро- вать их основные характеристики. Результаты показали, что российские СМИ, вошедшие в выборку, освещают тему конфликта в своей повестке, и семантическое поле этой тематики крайне разнообразно. Представ- ленное исследование может служить прототипом для анализа индикато- ров актуальных и вызывающих резонанс тем в любых социальных сфе- рах. Это, в свою очередь, крайне важно в ситуации, когда массмедиа выполняет роль формирующего общественное сознание средства, как с точки зрения теоретического и научного применения, так и с точки зре- ния быстрого и эффективного практического использования.Ключевые слова. Российские СМИ, медиа, журналистика, медиати- зация, конфликтология, социальные конфликты, конфликтно-ориентиро- ванная информационная повестка.