Прагматические аспекты учения С. Керкегора (на примере трактата «Понятие страха»)статья
Статья опубликована в высокорейтинговом журнале
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 14 октября 2021 г.
Аннотация:Трактат С. Керкегора «Понятие страха» (1844 г.) рассматривается в контексте эпохальных сдвигов середины XIX в., переориентировавших философ-скую мысль в сторону практики. В этих условиях интеллектуальное высказывание, становясь рупором всего общества и перенимая журналистскиенормы, перестает подчиняться академическим правилам работы с понятиями. Убеждение, что мысль должна стать действенной, присуще не тольколевым гегельянцам. Их противники – и те, кто считает наследие Гегеляплатформой для религиозного обновления, и те, кто борется против огосударствления христианства, – также исходят из понимания слова как дела.К числу последних относится и Керкегор. В статье уточняются некоторыеаспекты керкегоровской работы со словом. В реферативном изложении тезисов о коммуникации, набросанных в 1847 г. и объединенных общим заголовком «Диалектика этического и этико-религиозного сообщения» (Papir 364–371), подробно разбирается керкегоровское понятие сообщения, дается дистинкция прямого и непрямого сообщения, уточняются роли локуторов,разъясняется функция участников коммуникации, действующих под псевдонимами. Элементы коммуникации – отправитель и адресат, их установки,тактика, речевое поведение и другие уровни, задействованные псевдонима-ми, анализируются с точки зрения конечной цели послания – вызвать перемену в читающем. Керкегоровское сообщение анализируется в статье какпрагматизированное высказывание, стирающее различие между письменной и устной речью; отмечается вклад этих размышлений в позднейшиетеории речевых актов. Несколько отрывков из «Понятия страха» переведены заново с учетом коммуникативных намерений автора.