Ожидания как фактор потребительской лояльности к фармацевтическому препарату: бренд vs дженерик (на примере ибупрофена). Социальные аспекты здоровья населения [сетевое изданиестатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Аннотация:Актуальность данной тематики обусловлена, с одной стороны, недостаточной изученностью ожиданий и их роли в формировании потребительской лояльности к фармацевтическим препаратам. С другой стороны, многие исследователи подчёркивают определяющую роль сформированных ожиданий в субъективной мотивации выбора товара потребителем. В основе лояльности лежат ожидания потребителя и оценка последним возможностей реализации своих мотивационных ожиданий при помощи фармацевтического препарата, что напрямую влияет на объем производства и потребления последнего. Учитывая дороговизну создания и патентования оригинальных препаратов-брендов по сравнению с дженериками, необходимы дальнейшие исследования роли ожиданий в формировании потребительской лояльности к препаратам-брендам.Цель исследования – изучить, как ожидания потребителя влияют на лояльность к препарату-бренду по сравнению с дженериками. Объектом исследования является лояльность потребителей к препарату-бренду. Предметом исследования является влияние ожиданий потребителей на лояльность к препарату-бренду.Метод исследования – анкетирование и социологический анализ полученных данных. Респонденты заполняли анкету в режиме онлайн доступа на специальном веб-сайте - «Google Формы», при ответах сохранялся принцип анонимности.Результаты работы отражают особенности влияния потребительских ожиданий от различных препаратов с одним и тем же действующим веществом (ибупрофен) на лояльность к бренду. Описаны основные механизмы формирования лояльности потребителей посредством ожиданий. На основе проведённого исследования авторами осуществлён анализ факторов лояльности и причин стабильности выбора препарата, выделены основные факторы потребительской лояльности в зависимости от характеристик разных возрастных категорий потребителей, наиболее подверженных влиянию сформированных ожиданий.Выводы. Основным фактором покупки определённого лекарственного препарата будет его эффективность, подтверждённая опытом совпадения ожиданий на основе следующих критериев: быстродействие, продолжительность эффекта и безвредность для организма. Ценовой диапазон препарата в подтверждении ожиданий практически роли не играет. От возраста зависит устойчивость ожиданий и лояльность к препарату, основанная на частоте его приёма, которая обусловлена в свою очередь возрастными особенностями функционирования иммунной системы. Потребители старшего возраста перестают пользоваться отечественными препаратами и выбирают импортного брендового производителя, тем самым показывая тенденцию падения лояльности к отечественной фармакологии.Область применения результатов. Полученные результаты могут быть полезны для руководителей организаций и отделов маркетинга фармацевтических компаний при проведении направленных на потребителей фармацевтических товаров мероприятий стимулирующего характера.Ключевые слова: социальные ожидания; лояльность; ожидания; потребители; верность бренду.