Аннотация:Небогатый фонд сохранившихся данных о княжеских съездах на Руси, игравших важную роль в политической жизни страны уже с XI в., хорошо известен и не раз скрупулезно изучался. Новые возможности в изучении съездов открывает анализ точных дат их проведения. Данный подход возможен в свете распространенной среди светской и духовной элиты Руси практики совмещения важнейших общественных церемоний, включая церемонии сугубо княжеские, с церковными торжествами недельного и годового кругов богослужений, а также уклонения от их проведения в определенные периоды и дни церковного года. Источники домонгольского времени сохранили 14 точных дат княжеских съездов второй половины XI — первой трети XIII в., позволяющих выявить приуроченность таких событий ко дням недели, значительным вехам церковного календаря, а также датам именин и заупокойного поминания представителей правящей династии. Рассмотрение этих данных (проводимое впервые в историографии), позволяет говорить об устойчивой тенденцииназначения княжеских встреч на канун и/или на самый день какого-либо из великих праздников, чтимого церковного торжества меньшего сакрального масштаба, воскресенья либо одного из «княжеских» дней, перечисленных выше. В некоторых случаях отмечается наложение названных «календарных стратегий». Такое положение дел позволяет предполагать, что существенным элементом церемониала княжеского «снема» являлась совместная молитва его участников за торжественным богослужением, которая не только духовно скрепляла достигнутое единство, но демонстрировала его современникам. Возможно, именно во время такого богослужения проходило и принесение взаимной клятвы (целование креста) в случае принятия князьями каких-либо общих решений, обязывающих их к дальнейшим действиям. Полученные автором результаты исследования интересны и для характеристики идейной составляющей княжеской культуры домонгольского времени, и для изучения темпоральной культуры Руси первых веков после Крещения.