Камень в средневековом итальянском городе: локусы и функциистатья

Работа с статьей


[1] Вальков Д. В. Камень в средневековом итальянском городе: локусы и функции // Вопросы эпиграфики / Под ред. Д. В. Вальков, Д. В. Деопик. — Т. 9. — Русский фонд содействия образованию и науке Москва, 2016. — С. 304–373. Предпринятый анализ позволяет говорить о сравнительном многообразии функций камня и сопоставимых с ним материалов в пространстве преимущественно северо- и центрально-итальянского города XII–XIV вв. Так, камень является инструментом инфраструктурного и архитектурного моделирования городской застройки, обозначения присутствия власти и зримой реализации её воли. Формируя характерные элементы городской архитектуры (прежде всего, дворцы коммуны), камень служит репрезентации и легитимизации таксиса власти; кроме того, используется для визуализации представителей властных элит in maiestate. Фиксируя монолог славы города, он становится инструментом политической ре-презентации и коммеморации. Наделенный вербальным кодом или несущий определенные, с точки зрения моделировки, состава и локализации, изображения, камень выступает в роли апотропея. В ряде случаев, прежде всего, в специфической римской городской среде, камень становится инструментом меморизации и аутентификации. Среди основных локусов, со-пряженных с перечисленными функциями, отметим укрепленные городские ворота, внут-ригородское пространство в общем доступе, выведенное из сферы действия частного права (улицы, площади, немногочисленные зоны рекреации, связанные с водными источниками), городской собор, дворцы коммуны и непосредственно прилегающее пространство. Частная домовая застройка также должна быть учтена в перечислении, преимущественно, в связи с апотропеической функцией камня. Предпринятое в связи с камнем рассмотрение некоторых материально-конструктивных черт северо- и центрально-итальянского города XII–XIV вв. может послужить экспликацией параметров функционирования, а также процессов трансформации, свойственных для го-родских социумов указанного периода. Au seuil des métamorphoses des premiers siècles médiévaux, la synthèse isidorienne relève la double nature de la ville, possédant, selon le discours établi, une dimension anthropologique et celle constructive. La dimension anthropologique de la nature urbaine veut être liée à la multitude associative d’habitants (civitas est hominum multitudo societatis vinculo adunata, dicta a civibus, id est, ab ipsis incolis urbis, pro eo quod plurimorum consciscat, et contineat vitas) ; la dimension constructive consiste en pierres et remparts dressés (nam urbs ipsa moenia sunt, civitas autem non saxa, sed habitatores vocantur). En tenant surtout compte d’exemples nord- et centre-italiens, le présent article se propose d’analyser les fonctions, aussi bien que de relever les loci significatifs de la pierre dans l’espace de ville du Bas Moyen Âge italien. L’espace en question observé, la pierre se voit comme une substance à laquelle s’adressent et dans laquelle se rencontrent de multiples solutions architecturales et décoratives, d’un côté, et l’idéologie de la commune, d’autre côté, consciente de la légitimation du pouvoir et la représentation de son ordre, traitant aussi bien de l’image de l’espace urbain que de l’arrangement de l’habitat. Les fonctions de la pierre dans l’espace de ville du Bas Moyen Âge italien sont multiples. La pierre et les substances comparables (par exemple, ainsi dites petrae coctae) incarnent l’architecture urbaine, modèlent l’infrastructure de l’habitat, servent à assurer la présence du pouvoir ainsi qu’à réaliser sa volonté. Étant des substances essentielles pour l’érection des palais communaux, la pierre et la brique cuite représentent et légitiment l’ordre du pouvoir de la deuxième génération des Communes en formation à partir de la seconde moitié du XIIIe siècle ; les images des représentants des élites ainsi dites podestariles et seigneuriales in maiestate, souvent associées aux ensembles des palais communaux, sont faites de pierre. Des pièces de marbre ou de calcaire, dotées du code verbal, enregistrant des monologues de l’orgueil citadin, deviennent l’instrument essentiel de la représentation et commémoration politique. Dotée de certains codes verbaux ou non-verbaux (des images et des formes assez strictement limitées quant à leur contenu, iconographie et localisation), la pierre assume la fonction apotropaïque. Un espace urbain particulier, comme cel romain, fait de la pierre un instrument puissant de la mémorialisation et authentification. Parmi les loci liés aux fonctions envisagées il est à noter les remparts urbains, l’espace intérieur en usage commun, tiré de la possession privée (rues, ruelles, zones de récréation liées aux sources et fontaines), les Dômes, les palais communaux. L’habitat privé ne doit pas être oublié en logique des fonctions apotropaïques de la pierre.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть