Интерпретация кривых блеска катаклизмической переменной OY Car в модели безударного взаимодействия газовой струи и дискастатья

Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science

Информация о цитировании статьи получена из Scopus, Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 20 сентября 2013 г.

Работа с статьей

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Полный текст 2003-1r.pdf 972,3 КБ 17 мая 2012 [kts]

[1] Интерпретация кривых блеска катаклизмической переменной oy car в модели безударного взаимодействия газовой струи и диска / Т. С. Хрузина, А. М. Черепащук, Д. В. Бисикало и др. // Астрономический журнал. — 2003. — Т. 80, № 3. — С. 239–257. Для определения характеристик основных газовых компонентов двойной системы OY Car (переменной типа SU UMa) - аккреционного диска и области ударной волны, ответственной за образование орбитального горба, выполнен анализ кривых блеска в фотометрических системах UBVR и JK в рамках двух различных газодинамических моделей, различающихся областью ударного взаимодействия, а именно, в модели горячей линии, расположенной вдоль струи вещества из точки Лагранжа L1 и в модели горячего пятна на аккреционном диске. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при интерпретации кривых блеска системы в неактивном состоянии более предпочтительной оказывается модель горячей линии: максимальная величина невязки, полученной при использовании этой модели для оптических кривых блеска, не превышает 207, в то время как в модели горячего пятна минимальная невязка больше 290. Форма затмения описывается почти одинаково в обеих моделях, основные различия наблюдаются при интерпретации внезатменных участков кривых блеска, вид которых может меняться при переходе от одного орбитального цикла к другому - модель горячего пятна не может описать поведение блеска системы в области орбитальных фаз 0.1–0.6. В рамках модели горячей линии путем варьирования ее температуры и размеров можно успешно объяснить достаточно сложное поведение потока излучения на данном участке фаз. Из анализа последовательного ряда 20 кривых блеска OY Car в фильтре B сделан вывод, что причиной изменения потока от системы в главном минимуме является изменение светимости аккреционного диска, в то время как переменность потока в районе орбитального горба определяется совместным влиянием излучения диска и горячей линии. Интерпретация инфракрасных JK-кривых блеска OY Car в неактивном состоянии и во время небольшой вспышки также показала предпочтительность модели горячей линии, поскольку в модели горячего пятна не удается согласовать с наблюдениями вычисленное значение главного минимума и потоки излучения вблизи квадратур. [ DOI ]

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть