Место издания:Институт мировой культуры МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва
Первая страница:127
Последняя страница:144
Аннотация:В статье анализируется страстное увлечение Андрея Белого собиранием коллекции камешков на пляже в Коктебеле (Крым) летом 1924 и на Кавказе летом 1927 г. и созданием на их основе живописных и философских композиций и орнаментов. Показана реакция современников на это увлечение, рассмотрены используемые Белым принципы коллекционирования и его трепетное отношение к своей коллекции. Первоначально казалось, что каменная болезнь мешает планам Белого работать над романом «Москва». Но писатель превратил коллекционирование камешков в творческий метод и использовал цвета и формы камешков в романе (интерьеры, одежда персонажей и прочие детали).
Белый обычно трактует образ камня в библейском ключе, дает образу антропософскую или историсофскую трактовку. Однако анализ писем и публицистики Белого того времени, а также мемуаров писателя и его современников показал, что собранные в Крыму и на Кавказе «наборы» камешков воспринимались Белым в контексте мировой культуры (творчество Мантеньи, Тинторетто и др.) и мировой истории (Аталантида).