Аннотация:В статье проведен ретроспективный анализ развития предпринимательства в России с IX века по 2020 год. Выделены 4 периода в развитии малого и среднего бизнеса в России и дана характеристика каждого из периодов. На 1 этапе развитию предпринимательства способствовало образование городов, которые становились торговым центром. В 9 веке активно использовался торговый путь «из варяг в греки». Исследование показало, что на развитие предпринимательства всегда сильное влияние оказывало государство. Наиболее сложный в развитии российского предпринимательства является советский период, после которого началось возрождение малых и средних предприятий при поддержке государства. Уделено внимание современному законодательству, регулирующему финансово-хозяйственную деятельность МСП. Проведен ретроспективный анализ государственных программ поддержки МСП с 1994 по 2020 годы. Более подробно рассмотрена действующая с 2016 года программа государственной поддержки «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года». В России 95% частных предприятий являются микробизнесом. В «Стратегии МСП 2030» предложена классификация МСП на 2 группы: массовые МСП и высокотехнологичные. Уделено внимание целевым индикаторам развития МСП для каждой из групп до 2030 года. К 2030 году должен возрасти оборот субъектов МСП на 240% по сравнению с 2014 г., увеличиться доля экспорта МСП в общем объеме экспорта РФ до 12%, увеличиться количество высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях малого и среднего бизнеса и др.