Аннотация:Представления человека о том, что такое профессионализм, в чём его сущность и специфика, в каких ситуациях и как он может проявляться, какова его роль в трудовой деятельности, тесно связаны с его представлением о самом себе и его профессиональной самоидентификацией [Evetts, 2013]. Одной из интересных концепций профессионализма последнего времени является модель Э.Фрейдсона, в которой постулируется, что данная характеристика работающего человека определяется характером деятельности(поведением) и отношением к труду. Это включает не только способность справляться с работой, но и стремление учиться, развиваться в профессиональном плане, способность к совместной работе, уважение к коллегам [Freidson, 2001]. Можно предположить,что представления о профессионализме различаются в разных культурах, поскольку существуют отличия в традиционных способах организации трудовой деятельности и отношения к ней. Цель данного исследования – выявить роль культурного контекста в представлениях о профессионализме. В нем принялоучастие 90 респондентов, принадлежавших к культурам России, Азербайджана и Великобритании. Группы были эквивалентны по количеству участников, возрасту, полу, уровню образования. Исследование было выполнено в два этапа. На первом –представители разных культур на своих родных языках давали описания понятий «профессионализм» и «профессионал». Анализ сделанных описаний позволил выделить наиболее частотные варианты сочетаемости данных концептов с другими понятийными конструктами. На втором этапе концепт "профессионализм» и конструкты, встречающиеся в ответах представителей всех трех культур, соотносились и оценивались респондентами с помощьюметода триадического сравнения. Была проанализирована разница в оценках представителей разных культур. Кроме этого, на основесделанных оценок были построены матрицы сходства, которые подверглись обработке методом многомерного шкалирования (ММШ). В итоге были построены и проанализированы «концептуальные карты», отражающие связи между понятиями вкаждой культуре. Обработка с помощью ММШ продемонстрировала для всех трех культур двумерное расположение оцениваемых понятийныхконструктов. При этом в одно измерение было общим для всех, на его полюсах находились такие конструкты как «образование» и «умение зарабатывать деньги», скорее всего это связано спротивопоставлением теоретического и практического знания. В азербайджанской и английской выборке второе измерение задавалось «знанием дела» на одном полюсе и «развитием и совершенствованием личностного потенциала» – на другом. Здесь,по всей видимости, мы сталкиваемся с противопоставлением ориентации либо на дело, либо на личность работающего человека. При этом концепт «профессионализма» смещается в заданном пространстве к ориентации на дело и уровнюобразования. Интересно, что в российской выборке «знание дела» противопоставляется «достижению успеха», примерно так, как работа противопоставляется удаче. Во всех трех культурах наиболее тесные связи «профессионализм»образует с концептом «знание дела». При этом в российской выборке он также приближен к конструкту «развитие и совершенствование личностного потенциала», в азербайджанской выборке – к конструкту «образование», а в английской – к конструкту «достижение успеха». Таким образом, был выявлен как универсальный, так и культурноспецифический компоненты представлений о «профессионализме».