Аннотация:Государственная академия художественных наук (ГАХН) представляет феномен российской культуры начала ХХ в., однако исследовательский интерес к ГАХН не исчерпан по сей день. Ее появление обусловлено конфигурацией случайных факторов, непреднамеренных социальных действий, а также неявным, инерционным развитием в первое десятилетие советской эпохи дореволюционных культуральных движений. Установки междисциплинарности, поиски синтеза искусств выступали своего рода шлейфом серебряного века, последействием его творческого порыва. Даже радикальные перемены в жизни общества не преобразуют культуральные движения слишком быстро, последние имеют временной лаг, длясь и растворяясь в изменившейся современности. Они видоизменяются, встраиваются в реальность под другими именами, вливаются в мэйнстримные течения эпохи или рассеиваются в маргинальных. В этом плане ГАХН являла собой научную структуру, с одной стороны, чуждою советскому времени, с другой – конгениальную остававшемуся позади серебряному веку. Академия не только сохраняла и развивала в политически трансформировавшейся реальности дореволюционную интеллектуальную культуру, но и питалась энергией происходящих в окружающем социальном пространстве перемен. Наряду с провозглашенными установками на междисциплинарность и синтез искусств, ГАХН интегрировала «старину» и «новизну», искала баланс между тенденциями сохранения и изменения в новой реальности.