Аннотация:Статья посвящена топосам, характерным для осмысления категории трагического в Средние века. Дается краткая характеристика понятиям «трагедия» и «трагическое» в эпоху Средневековья: в Средние века драматическая трагедия как жанр исчезает, имя же «трагедия» перенимают повествовательные жанры, содержание которых связано с печальными сюжетами о падении людей высокого положения. Двумя важными образами, на которых строится «трагическое» повествование о власти судьбы над человеческой жизнью, становятся воспринятые в средневековом духе образы Фортуны и «сцены жизни». Произведением, определившим ключевую роль Фортуны в Средние века, оказывается «Утешение Философией» Боэция, вписывающее древнеримскую богиню в христианский контекст в качестве орудия Провидения. На материале «Утешения Философией» термин «трагедия» также рассматривается как пример упоминания об античном жанре и элемент риторического украшения. Раскрывают идею образа Фортуны, тесно связанного со средневековой концепцией «трагического», комментаторы Боэция (Гильом Коншский, анонимный комментатор из монастыря Хайлигенкройц), благодаря которым понятия «Фортуна» и «трагедия» окончательно сближаются. Образ «сцены жизни» рассматривается в связи с его ролью в развитии категории трагического в эпоху Средневековья. Подробно освещаются происхождение этого образа и изменения, которые он претерпевает, оказавшись вписанным в христианский контекст. Топос «сцены жизни», «театра жизни» дается в трактовке Иоанна Солсберийского, Гонория Августодунского, поднимающих тему сопряженности человеческого бытия, театрального представления и Божественного промысла. Таким образом, благодаря возникновению новых топосов, происходит значительное расширение категории трагического в средневековой словесности.