Распределение полициклических ароматических углеводородов в системе почва–растение под влиянием автотранспортных нагрузок городской средыстатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Аннотация:Рассматривается взаимодействие компонентов городского природного комплекса (поверхностный слой почвы, корневая и аэральная части травянистых растений) в условиях загрязнения продуктами деятельности автотранспорта. Цель исследования – идентификация зоны влияния источников загрязнения и специфика накопления поллютантов в почвенно-растительных системах с разным уровнем нагрузки. Анализируется распределение и особенности миграции маркерных соединений – 14-ти полициклических ароматических углеводородов (полиаренов, или ПАУ) на территории г. Москвы (кампус Российского университета дружбы народов и прилегающий Юго-Западный лесопарк) в функциональных зонах, испытывающих разные объемы техногенных нагрузок. Почвы рассмотренной территории по WRB – Albic Retisols (Ochric). Выбор полиаренов как индикаторов состояния городской среды обусловлен токсичностью, миграционной активностью и широким присутствием данных загрязнителей в выбросах основного источника загрязнений городской среды Москвы – автомобильного транспорта (выхлопы, продукты истирания шин и дорожного покрытия). Пространственное распределение полиаренов в системе поверхностный почвенный слой – корневая часть – надземная часть растений моделировалось с использованием процедур анализа данных и визуализировалось с использованием ГИС-пакета ArcGIS (метод “Topo to Raster”). Оценены эффекты аэрального массопереноса полиаренов в почвенно-растительную систему как основного пути поступления загрязнителей. Выявлены превалирующие полиаренов и факторы, обусловливающие объемы их накопления в функциональных зона исследуемой территории. Генезис полиаренов оценен на основе количественного соотношения групп полиаренов. Показаны различия в условиях и динамике накопления полиаренов разными компонентами почв и растений. Результаты предлагается использовать для обоснования требований к организации мониторинга состояния почв на исследуемой территории, для анализа динамики состояния городской территории и обоснования мер по защите городских территорий в условиях транспортной нагрузки