Аннотация:В статье рассматривается влияние площадного театра на теоретические манифесты и практическую деятельность итальянских футуристов. Футуризм провозглашал разрыв с буржуазным театром и стремление выработать новые средства выразительности, соответствующие современности. Источниками трансформации театрального языка служила как массовая, так и народная культура (театр-варьете, мюзик-холл, кукольные представления). В творчестве итальянских футуристов возникает жанр так называемых «синтезов», коротких выразительных сценок, построенных на эффекте удивления. Постановщики стремятся различными способами воздействовать на публику, выводя ее из пассивного состояния. В поисках новых средств выразительности они обращаются к понятию маски и марионетки, устраняют со сцены актера, заменяя его механизированными комплексами. В статье анализируются элементы, заимствованные футуристами из «низких» жанров, и делается попытка соотнести их театральные эксперименты с проблематикой, свойственной авангардному театру в целом.