ГРАНИЦА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ: К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ СИНТЕЗУстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 14 августа 2017 г.
Аннотация:В статье рассматривается связь между двумя теоретическими подходами к изучению условий высокого качества институтов и устойчивого экономического роста. В одном случае речь идет о дилемме между диктатурой и анархией, что оформляется в рамках концепции “границы институциональных возможностей”: институты, регулирующие отношения в обществе, могут быть расположены на шкале между крайностями диктатуры и анархии, и каждой точке этой шкалы соответствует определенный уровень социальных потерь. Общества различаются по тому, какой уровень социальных потерь влечет близость института к той или иной крайности. В другой модели фокус локализуется на роли совокупной продуктивности факторов производства (total factor productivity, TFP) в обеспечении экономического развития (совокупная продуктивность факторов производства известна в функции Кобба- Дугласа как параметр A). Первая часть статьи намечает теоретический синтез этих двух подходов: если с факторами производства в функции Кобба-Дугласа связать интересы определенных социальных групп, которые (по отдельности) имеют еще и предпочтения по установлению “диктаторских” и “анархических” институтов, то TFP можно считать фактором, смягчающим конфликты между этими социальными группами и, следовательно, создающим такую “границу институциональных возможностей”, которая обладает некоторыми благоприятными свойствами; эти свойства могут проявляться в смягчении дилеммы между диктатурой и анархией или в общем сокращении социальных потерь от установления тех или иных (видов) институтов. Вторая часть статьи содержит полученные авторами оценки TFP по специально разработанной методике и предлагает предварительный эмпирический анализ связи между TFP и разными аспектами качества функционирования государственных институтов. Этот анализ указывает на наличие от средней до сильной связи между TFP и приведенными институциональными характеристиками. В целом статья указывает на широкую область для дальнейших исследований, связывающую TFP с качеством экономических и политических институтов.