Проблемы антимонопольного регулирования медиарынка в Россиистатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 12 января 2022 г.
Аннотация:В условиях ускоряющейся цифровизации медиаотрасли в Российской Федерации возник новый экономический феномен - «цифровые монополии». Многопрофильные интернет-компании демонстрируют стремительные темпы развития, а также распространяют влияние своих экосистем на весь национальный медиарынок. Ключевой экономический ресурс медиабизнеса - выручка от размещения рекламы - распределяется все более неравномерно. Бурный рост новых лидеров уже привел к невиданной ранее экономической концентрации и создал возможности для злоупотребления доминирующим положением, что представляет собой явную угрозу для всех остальных игроков индустрии. В этом контексте новое звучание и особую актуальность приобретает вопрос о законодательном ограничении монополизма и защите свободной конкуренции на медиарынке страны. В статье подробно анализируются все действующие нормативные правовые акты, представляющие как специальное отраслевое, так и общее антимонопольное законодательство России, а также рассматривается ряд текущих экономических показателей отрасли в целом и наиболее знаковых медиапредприятий. Выявлены ключевые пробелы и сложные для однозначной трактовки юридические положения, затрудняющие деятельность государственного контрольно-надзорного органа. Автор приходит к выводу, что в настоящее время отечественное правовое поле в целом фактически не приспособлено к регулированию монополизации на медиарынке страны. Формальное определение отраслевой и сегментной принадлежности игроков, их совокупных рыночных долей и состава предоставляемой товара-услуги сейчас представляет большую проблему. Для адекватного современным реалиям контроля над деятельностью крупнейших медиакомпаний в России требуется выработка принципиально новых подходов и норм, учитывающих всю специфику этой индустрии как объекта регулирования.