Аннотация:Статья посвящена исследованию различных подходов к теории трагедии и трагического в XIII и XIV вв. В эпоху Высокого Средневековья эти термины используются в разных контекстах: как при обращении к своеобразно понятому жанру античной драмы, так и при указании на господствующую модальность в произведении. Выделенный автором статьи первый подход строится на желании средневековых мыслителей и поэтов воскресить античный жанр, канувший в небытие. Однако ввиду недостаточного знакомства с античной драмой «трагедии», написанные в это время, проникнуты духом не Античности, но Средневековья. Так, рассматривается повествовательная поэма Иоанна Гарландского, убежденного, что его перу принадлежит вторая латинская трагедия, когда-либо написанная. Опыт Иоанна сравнивается с попыткой Альбертино Муссато создать трагедию уже в тот период, когда и перевод «Поэтики» Аристотеля на латинский язык, и трагедии Сенеки распространились в ученой среде. Второй подход, выделяемый автором статьи, обращен не к жанру трагедии, но к категории трагического, которая существует вне рамок жанра. Анализируются теоретические воззрения Николая Тривета, разделявшего понятия «трагической формы» и «трагического содержания», Данте Алигьери, также говорившего о трагическом в связи с современной ему поэзией, и французских комментаторов «Утешения Философией» Боэция, в XIV в. объяснявших понятие «трагедия» через сравнение трагедии с формами, жанрами и образами французской литературы того времени. В целом термины «трагедия» и «трагическое» у представителей обоих подходов не избегают трансформации под влиянием средневековой культуры.