С.Л. Рубинштейн и неокантианская школа мыслистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 6 октября 2021 г.
Аннотация:Страницы отечественной истории психологии ХХ в. нередко содержат лакуны, обусловленные как неполнотой или недоступностью источников, так и идеологическими искажениями восприятия и интерпретации событий эпохи тоталитаризма. Историко-психологические реконструкции, вдохновленные в наши дни архивными и ревизионистскими поворотами, а также методологией латентных изменений предлагают иные интерпретационные модели, с одной стороны, преодолевающие устоявшиеся мифологемы, с другой – обнаруживающие сложную, противоречивую и неоднозначную картину развития социогуманитарного знания первой половины ХХ в. Под влиянием глобализации и транснациональных исследовательских проектов современная российская историография так или иначе обновляет методологический инструментарий, обращается к полипарадигмальности и трансдисциплинарности, переходит от линейных схем интерпретации к конструкциям, включающим, наряду с каноническими, маргинальные и неочевидные нарративы и дискурсы. В свете новой интерпретационной модели, учитывающей историографические материалы смежных наук, а также скрытые течения советской культуры, в интеллектуальной биографии С.Л. Рубинштейна выделены для анализа три методологические вехи: неокантианский – марксистский – антропологический (экзистенциальный) периоды научного творчества. Подчеркивается, что советская историография практически не оставляла сомнений относительно марксистских оснований субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна, однако иные интерпретационные модели не только погружают историю российской психологии в контексты эпистемологических поворотов социогуманитарного знания ХХ века, но и проблематизируют сложившиеся представления, ставят их под вопрос. Среди таких проблематизаций – осмысление неокантианских и марксистских предпосылок учения С.Л. Рубинштейна. Утверждается, что принцип творческой самодеятельности, представление о саморазвитии и индивидуализации субъекта, проблемы этики и ценностей как внутренних ориентиров развития человека представляют латентное неокантианство в интеллектуальной биографии ученого.