Студенты вузов России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности и оценка опыта работы в удаленном режиместатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 сентября 2021 г.
Аннотация:Аннотация. Пандемия COVID-19 поставила весь мир перед конкретными вызовами, которые потребовали принятия неотложных решений по организации функционирования различных социальных институтов в условиях новой реальности. В полной мере это коснулось института образования. В связи с угрозой распространения инфекции системы образования стран мира были вынуждены, начиная с марта 2020 года, адаптировать свою деятельность к вводимым карантинным мерам и осуществить перевод всей работы в удаленный формат. В той или иной степени это затронуло все уровни образования – от дошкольного до высшего и дополнительного. Однако проблемы, которые пришлось оперативно решать на каждом уровне обучения, существенно отличаются. В данной работе приводится сравнительная оценка деятельности вузов России студентами в период пандемии на этапе вынужденного дистанта весной 2020 г. и планового перехода в удаленный формат работы осенью 2020 г. Основой для проведения анализа послужило исследование мнений студентов вузов России, реализованное в июне 2020 г. (N=31423) и в феврале 2021 г. (N=32358). В качестве гипотезы исследования разрабатывалось предположение о том, что выраженные весной негативные реакции на работу в дистанте и неприятие такого формата значительной частью участников образовательного процесса к осени 2020 г. стали более сглаженными и не носили столь острого характера.Результаты двух этапов исследования показывают, что за прошедший год российские вузы прошли значительный этап цифровой трансформации, который затронул как ресурсы организации образовательного процесса, так и компетенции профессорско-преподавательского состава. Опыт работы, полученный в сложных и непредсказуемых условиях пандемии, позволил изменить общественное мнение от резко негативного восприятия дистанта до понимания и принятия его положительных и продуктивных форм для системы образования и субъектов образовательного процесса. Внедрение цифровых технологий и связанных с ними ресурсов – это объективный и неизбежный процесс современного развития образовательной сферы и страны в целом.