Аннотация:Л.Н. Толстой особенно в поздний период жизни был известен своим неприятием современной ему культуры. В статье рассматриваются ключевые моменты толстовской критики, которая направлена на сложившийся к тому времени комплекс социальных икультурных представлений и институтов. Л.Н. Толстой отвергает пользу, которую приносит человечеству прогресс, если она не способна повлиять на самую важную, с его точки зрения, сферу жизни человека – религиозную. Писатель противопоставляет религиозное мировоззрение искусству и науке, а цель человеческой жизни видит в соединении с другими. С этой позиции Л.Н. Толстой критикует искусство, науку, государственные институты и власть. Сходные с толстовскими мысли можно обнаружить у А.М. Добролюбова (1876 – ок. 1945) – бывшего декадента, порвавшего с богемным образом жизни и основавшего собственное учение и мистическую секту. Свои взгляды он изложил в сборнике «Из книги невидимой» (1905). В статье проанализированы причины, заставившие Л.Н. Толстого признать духовный авторитет А.М. Добролюбова и сказать о нём «христиански живущий человек».