Цепочки создания ценности перед вызовами цифровизации и экономического спадастатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 4 июня 2021 г.
Аннотация:Переход к цифровым технологиям связан с повышением запросов потребителей в условиях насыщенности рынков. Рассматривается влияние этих технологий на конфигурацию цепочек создания ценности, на территориальное размещение производственных звеньев этих цепочек. Для выявления изучаемых изменений используется подход, основанный на анализе реальных ситуаций в отдельных отраслях. Обосновано, что популярная концепция «улыбающейся кривой», характеризующая распределение добавленной стоимости между участниками цепочки, нуждается в корректировке, когда поставщик обладает уникальными компетенциями. На примерах продемонстрирована относительно высокая рентабельность активов таких поставщиков. Показано стремление фирм, формирующих глобальные цепочки создания ценности, иметь собственные наиболее важные для этих цепочек компетенции. Рассматриваются риски, с которыми сталкиваются цепочки создания ценности в условиях спада мировой экономики, и меры по повышению устойчивости таких цепочек.