EPISTOLARY OF F. M. DOSTOEVSKY DURING THE PERIOD OF KATORGA AND EXILE: SALVATION CODEстатья
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 сентября 2021 г.
Аннотация:Предметом исследования, проведенного в рамках данной статьи, является обширный эпистолярий Ф. М. Достоевского периода сибирской каторги и ссылки. Цель его изучения – реконструкция христианского сюжета «спасения» в жизни писателя, знаковыми атрибутами которого стали Евангелие и деньги от «добрых людей». Их, как и первое письмо на каторге, Достоевский получил от жены декабриста Н. Д. Фонвизиной, которая затем передала эстафету добра другим декабристам и их друзьям – барону А. Е. Врангелю, генералу К. И. Иванову и другим лицам. Как видно из эпистолярия писателя, «добрых людей» на его каторжном пути оказалось немало. Они укрепляли в нем христианский дух и поддерживали материально. Также письма Достоевского данного периода, рассмотренные как важнейший биографический источник, показывают, что его «изгнание» в Сибирь имело свои особенности: исходом пребывания в «гиблом месте», вызвавшего напряженную саморефлексию, поиск ответов на вопросы: «за что наказан / в чем виноват?», стало «перерождение убеждений», которое началось на Семеновском плацу и завершилось на каторге обретением русского Христа. Одним из результатов исследования является выявленный в эпистолярии писателя код «спасения», им самим воспринятый в христианском свете. В заключение делаются выводы о том, что сибирская каторга и семипалатинская ссылка Достоевского могут быть представлены как характерный для русских литераторов ХIХ–ХХ веков типологический вариант ситуации недобровольной «инонаходимости» (о чем свидетельствует прямая перекличка судеб декабристов и петрашевцев), имеющий однако специфические исторические, личностные и художественные особенности.