Аннотация:В рассматриваемую эпоху, определившую направления современного языкознания как
зрелой науки, происходят значительное изменение грамматического канона, в частности предмета,
содержания и композиции описания (структура грамматик, описываемые языки и уровни языка).
Сопоставление памятников XVI–XVII вв. дает возможность сравнить, как меняется структура
грамматического описания в разных сочинениях в условиях складывающейся диверсификации
типов грамматик. Анализ показывает, что изменения в понимании предмета грамматики и выде-
ляемых уровней языка в значительной степени определяется целями того или иного граммати-
ческого описания. Степень соблюдения канона варьирует от стремления максимального следо-
вания ему до радикальных его изменений. Наиболее радикальные изменения предмета и структуры
грамматического описания, мы видим в грамматике, ориентированной на кодификацию португаль-
ского языка (Oliveira 1536); в универсальной грамматике, где выделяются уровни выше предло-
жения (Roboredo 1619); в грамматиках, целью которых является обучение коммуникации на ино-
странном языке в реальных условиях общения (Figueira 1621, Estêvão 1640, B. Pereira 1672).
In the XVI–XVII centuries, the epoch that predetermined the formation of modern linguistics as
well-developed science, grammar canon undergoes substantial transformations concerning, among other
things, its contents and composition (the way the material is structured, the languages described, the way
language system is divided into levels). Confronting XVI–XVII cc. linguistic treatises lets us see into how
the structure of language description is changing alongside with the diversification of grammars. The
analysis shows that the subjects and the levels of language that the grammars mainly focus on obviously
depend on the purpose of description. The grammarians’ adherence to grammar canon varies from its rigid
observation to radical changes. The grammars that transform the canon most drastically are: the grammar
aimed at language codification (Oliveira 1536), the universal grammar describing levels higher then
sentence (Roboredo 1619), the grammars for language teaching purposes that pay attention to the
communicative dimension (Figueira 1621, Estêvão 1640, B. Pereira 1672).
Ключевые слова: история языкознания, лингвистическая историография, грамматика,
канон грамматического описания, португальская лингвистика, романское языкознание
Keywords: history of linguistics, linguistic historiography, grammar, grammar canon, Portuguese
linguistics, Romance linguistics