Аннотация:Концепция развития географического образования в России горячо обсуждается во всех регионах, ректор МГУ академик РАН В.А. Садовничий, признал: «Над географией нависла угроза из-за непродуманных реформ в школе. При этом география была и остается предметом, формирующим сознание человека и его отношение к жизни».
На Втором Всероссийском съезде учителей географии, прошедшем в МГУ имени М.В.Ломоносова 2-3 ноября 2016 г., шла речь не только о вопросах содержания и методики преподавания предмета, но и о роли вузов в организации научно-исследовательской деятельности школьников и системе дополнительного географического образования.
Географический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова имеет более чем 65-летний опыт ведения и организации дополнительного образования школьников с огромной долей научно-исследовательской работы. И всегда он сопровождался проведением полевых практик и экспедиций. Усиливающая экологическая составляющая образования требует поиска и реализации новых площадок и методических решений. Предложение о введении в старших классах дополнительно курса «География родного края», направленное Съездом в финальной версии Концепции в Правительство РФ, говорит об усиливающейся краеведческой составляющей.
Особо охраняемые территории, на которые государством возложены обязанности экологического просвещения, имеющие материальную и научную базу для его проведения, могут быть рассмотрены как территории, на которых юные географы могут проходить многодневную практику во время школьных каникул.
Первый опыт такой практики был проведен школой ЮНГ в ноябре 2016 года на территории заповедника «Белогорье». Заповедник "Белогорье" - одна из самых маленьких и самых старых особо охраняемых природных территорий России. Образован он в 1999 году на базе существовавшего с 1924 года заповедника "Лес на Ворскле". На территории заповедника сохраняется уникальный комплекс ландшафтов и экосистем типичной южной подзоны европейской зональной лесостепи Среднерусской возвышенности, главными из которых являются нагорные дубравы на серых и тёмно-серых лесных почвах и плакорные целинные ковыльно-разнотравные луговые степи с уникальным флористическим богатством на мощных типичных черноземах.
Практика преследовала две цели:
1) изучение истории, природы и экономики Белгородской области и Борисовского района,
2) знакомство с деятельностью особо охраняемых природных территорий России на примере заповедника «Белогорье».
Достигались цели посредством выполнения следующих задач:
- прослушивание лекций научных сотрудников в Белгородском и Борисовском краеведческих музеях,
- посещение с экскурсиями музея-панорамы «Курская дуга: Белгородское направление», третьего ратного поля России – Похоровского, музея танкового сражения в п.Прохоровка,
- ознакомление с технологий производства керамической посуды,
- посещение карьера Лебединского горно-обогатительного комбината и музея Курской магнитной аномалии,
- проведения бесед с сотрудниками различных отделов заповедника,
- участие в практических занятиях по различным направлениям проводимых в заповеднике работ.
Как и любая другая область, Белгородская для географа представляет несомненный интерес, обладая рядом особенностей. В рейтинге эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2015 году Белгородская область заняла первое место. В политико-управленческом блоке область заняла второе место. В социальном блоке область была отмечена наиболее эффективной политикой в сфере межнациональных отношений. Показатель эффективности вложения бюджетных средств в сферу государственного управления в Белгородской области составил максимум. Область — единственный за пределами столичной агломерации регион Центрального Федерального округа, в котором численность населения растёт.
Очевидно истоки этих достижений следует искать в истории края, которая полноценно освещена в Белгородском краеведческом музее.
Белгородчина — высокоразвитый индустриально-аграрный регион, экономика которого опирается на колоссальные богатства недр, поэтому во время практики большое внимание уделялось знакомству с деятельностью холдинга «Металлоинвест», владеющим дважды занесенным в книгу рекордов Гинесса Лебединским ГОКом, максимальная ширина карьера которого — 5 км, глубина — 600 метров, который и был посещен. Деятельность холдинга изучалась в недавно открытом музее Курской магнитной аномалии, где можно узнать не только об ученых-открывателях уникального месторождения, способах и объемах добычи, но и провести опыты с магнитом.
Сотрудники Научно-исследовательского центра Белгородского университета проводили занятия в геоинформационном классе, где учащиеся увидели, в том числе, и вид карьера из космоса, и его трехмерную модель, на реальных примерах была показана роль ученого-географа в охране природы.
Десятиклассники понимают, что районным поселкам сложнее развиваться, чем областным городам, тем позитивнее пример Борисовской керамической фабрики, которая является самым крупным в России производителем майоликовой толстостенной керамики из красной глины. На предприятии трудится около двухсотпятидесяти человек, здесь работают потомственные мастера народного промысла, которые благодаря семейным традициям смогли сквозь годы пронести секреты мастерства. Продукция ее широко известна как в области, так и за ее пределами. География востребованности продукции: от Калининграда до Дальнего Востока, постоянно осуществляются поставки продукции в ближнее и дальнее зарубежье.
Отличительной чертой Борисовской керамики экологичность производства: используются только экологически чистые материалы. Основой для создания глиняного черепка является красная глина, которую завод берет с местного месторождения. Поверхность изделий покрывается экологически чистой пищевой глазурью. В качестве красок используются природные материалы - это разновидности глин, которые при обжиге дают всевозможные расцветки. Для придания прочности все изделия проходят два обжига. Таким образом при прохождении практики было изучено еще и два технологических процесса: железного окатыша и керамической посуды.
Ознакомления с деятельностью особо охраняемых территорий на примере ее высшей единицы - заповедника началась с Музея Природы. Здесь можно посмотреть виды животных, обитающие в заповеднике, и те виды, которые уже невозможно встретить. Вместе с сотрудниками заповедника учащиеся прошлись по этапам становления заповедной территории, ознакомились с деятельностью основателей заповедного дела, с современными проблемами.
Заповедник «Белогорье» включает шесть разрозненных участков, каждый из которых бесценен для планеты. В программу практики входило посещение наиболее крупные из них: «Лес на Ворскле» и «Ямская степь». В некосимой и непаханной «Ямской степи», граничащей с карьером Лебединского ГОКа, юнги не только услышали о флоре и фауне плакорной степи, но и в уникальном шестиметровом почвенном разрезе, узнали, как долго формируется чернозём, что такое погребённые почвы, и наглядно увидели результаты древних оледенений и периодов межледниковья давностью 130 млн лет.
А серые лесные почвы пришлось изучать уже в «Лесу на Ворскле», не только самостоятельно копая разрез, но и определили гранулометрический состав почвенных горизонтов и доказали наличие воды и воздуха в почве проведя лабораторные анализы.
Участок «Лес на Ворскле» - это не только нагорная дубрава с 300-летними дубами, но и много-много других представителей флоры и фауны. Во время маршрута по лесу удалось увидеть не только представителей териофауны (кабаны и косули), но и земноводных, рептилий, червей.
Чтобы основательно прочувствовать научность практики была предпринята попытка наблюдения за ночным животным, впадающим на зиму в спячку – барсуком (во время маршрута около норы были обнаружены свежие следы). Звери из поколения в поколение придерживаются излюбленных мест: как показали специальные геохронологические исследования, некоторым из барсучьих городков — несколько тысяч лет. Несмотря на то, что тепловизор показывал наличие зверька в норе, он не вышел.
Еще с одной категорией ООПТ, уже низшей степени охраны – дендрарием (находящимся в заповеднике), также удалось познакомиться во время практики, этот зоопарк для растений впечатлил и обилием видов, и количеством, возложенных на него задач.