Аннотация:В статье рассматривается система наказаний в художественном целом «Записки из Мертвого дома». Все функции российской пенитенциарной системы - возмездия, восстановления справедливости, исправления преступника, устрашения общества, предупреждения преступлений (превенция) - оказываются неэффективными. Достоевский предвосхищает открытия юридической психологии о влиянии психологических особенностей личности на восприятие наказания. Оно зависит, в первую очередь, от нравственного уровня человека, поэтому для лиц, утративших сознание стыда и позора, репрессивная сила наказаний (даже телесных) сводится к нулю. Писатель не только выявляет неэффективность функций наказания, показывает кризис исправительной системы, но и предлагает свою художественную программу ее реформирования. Автор «Записок» предстает перед нами как носитель прогрессивного юридического мышления, инициатор отмены телесных наказаний в России. В «Записках из Мертвого дома» у писателя формируется ядро философии преступления и наказания, которая получит развитие в дальнейшем творчестве.