Аннотация:В статье рассматривается проблема опосредующего влияния культуры на эмоции, возникающие при восприятииобразных стимулов. В конкретном случае анализируются различия в оценках эмоционально насыщенных фотографий респондентами из России и Азербайджана. В качестве стимулов использовался материал из Международной системы аффективныхизображений (IAPS). Респондентам на экране монитора предъявлялись фотографии, которые отображали объекты и ситуации,и те должны были оценить свои эмоциональные отклики настимулы по шкалам валентности (позитивные или негативные),активации (возбуждающие или успокаивающие) и доминантности. Было установлено, что общая направленность полученных оценок не различается в двух исследуемых выборках. Этопозволяет говорить об универсальности эмоций, возникающих вответ на эмоционально насыщенные изображения. Однако былвыявлен и ряд значимых различий между азербайджанской ироссийской выборками в количественных характеристиках имеющихся ответов. Оценки валентности эмоциональных переживаний представителей азербайджанской культуры поляризуются,т.е. в данной группе негативные эмоции оцениваются как болеенегативные, а позитивные как более позитивные. (Для российской выборки фиксировалось скорее смещение к среднему.) Российская выборка при оценке завышала активирующий эффектстимулов, вызывающих негативные эмоции. Азербайджанскаявыборка была значимо более сдержана в оценках этого эффекта.Также азербайджанские респонденты оценивали переживания,возникающие в ответ на предъявление неприятных образов, какболее контролируемые в отличие от российских респондентов.Полученные результаты свидетельствуют о влиянии культурына степень эффекта эмоциогенных воздействий, а также на характер их когнитивной обработки.