Аннотация:Анализируется проблема влияния подсказки на достижение решения творческих задач, условий, при которых она оказывается эффективной. Актуальность темы определяется контекстом детерминант и факторов, определяющих успешность решения творческих проблем. С позиции теории проблемных ситуаций выявляются условия позитивного влияния прямых и косвенных подсказок в решении задач разного содержания. В качестве условий рассматриваются различные характеристики субъекта мышления: со стороны интеллектуальной сферы – общий интеллект и глубина анализа, мотивационной – выраженность ситуативной познавательной потребности, личностной – характеристики, связанные с содержанием задачи. Цель - изучение условий эффективности подсказок в разрешении проблемных ситуаций разного содержания. Гипотезы: условиями эффективности подсказок выступают: выраженность интереса к решению проблемных задач любого содержания; в решении научных проблемных задач - интеллектуальные характеристики; в решении художественных задач – личностные. В исследовании приняли участие 39 испытуемых: 27 студентов 1, 2 курса факультета психологии МГУ, 12 человек – специалисты в области решаемых задач и представители других профессиональных областей, которые проводили экспертную оценку эффективности подсказок. Испытуемые решали по 8 проблемных задач научного и художественного содержания с подсказками, анализировались 216 протоколов решений. Использовались следующие методики: для диагностики интеллектуальных особенностей - «прогрессивные матрицы Равена», «сложные аналогии», личностной сферы - методика самоактуализации личности, оценки выраженности интереса - субъективное шкалирование. Показано, что субъектные условия эффективности подсказки различны в зависимости от содержания задачи, от ее трудности для субъекта. Для большинства проблемных ситуаций научного содержания значимой оказалась прямая подсказка, условием ее эффективности - выраженность у субъекта интереса к решению. Для трудных проблемных ситуаций художественного содержания условиями эффективности косвенной подсказки со стороны субъекта выступили глубина анализа, общий интеллект, личностные характеристики, которые связаны с пониманием содержания проблемы.