Аннотация:В статье на материале ассоциативного эксперимента, проведенного с носителями русского языка в регионах России (Республике Коми (г. Сыктывкар),Республике Татарстан (г. Казань), Республике Бурятия (г. Улан-Удэ), РеспубликеСаха (Якутия) (г. Якутск)), рассматриваются стратегии актуализации категории«эго» в связи с эгоцентричностью стимульного слова, устанавливается сходство иразличие в содержании и структуре ассоциативных полей стимулов-местоименийв зависимости от региона проживания испытуемых. Описывается содержание иструктура ассоциативного гештальта каждого стимульного слова. Ассоциативный гештальт – модель представления ассоциативного значения слова, предложенная Ю.Н. Карауловым и модифицированная нами в соответствии с задачамиисследования. В частности, в структуру гештальта входит семантические зоныСубъект, Объект, Характеристика, содержащие основное количестве ассоциатов, а также зона Эго. Устанавливается, что появление эгоцентриков в ассоциативном поле стимула-местоимения происходит неравномерно в зависимости и отязыковых, и от социальных факторов; действие территориального фактора выражается прежде всего количественно, а в целом ассоциативное значение местоимений оказывается содержательно сложным.Предварительно на материале ЕВРАС было выявлено несколько ассоциативных стратегий реагирования испытуемых на стимулы. Для исследуемой категории слов основными стратегиями являются идентификация, характеризация ииндексация. В двух первых случаях актуализируется социальная категория эго, впоследнем – воспроизводятся элементы местоименной системы. Обратный ассоциативный словарь ЕВРАС демонстрирует значимость стратегии характеризации;стимулы-характеристики составляют в данном случае около 70%.