Аннотация:Видеолекция как жанр учебного аудиовизуального произведения появилась в отечественном образовательном пространстве в 1974 году, когда Северо-Западный государственный заочный технический университет (СЗТУ, г. Санкт-Перербург) начал внедрять практику трансляции лекций ведущих преподавателей по Ленинградскому телевидению. Благодаря технологиям, разработанным Научно-Исследовательским Институтом Телевизионного Обучения, Современный Гуманитарный Университет (г.Москва) в 1998 году начал поточное производство видеолекций в аналоговой форме, которые распространялись по системам спутниковых связей и на видеокассетах формата VHS. В это же время в Университете Южной Флориды (Тампа) стартовали эксперименты по созданию видеолекций в цифровой форме при помощи инструментария мультимедийных и сетевых технологий. Своевременные инвестиции в организацию жизненного цикла видеолекций обеспечили формирование богатейшей учебной видеотеки Массачусетского технологического института (umass.edu). С 2001 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по инициативе и при продюсерской поддержке к.б.н. Ф.О.Каспаринского проводятся научные исследования по адаптации эволюционирующего программно-аппаратного инструментария для создания и распространения профессиональных видеолекций (videolecture.pro). Результаты 12-летней работы на эту тему резюмированы в 16 публикациях.
Свойства произведений зависят от инструментария, выбор которого определяется поставленными целями. Основными целями создания медиаресурсов в настоящее время являются: самовыражение, выполнение служебного задания, демонстрация портфолио учебно-методических разработок, отчет о результатах проекта или кампании, оперативное сохранение уникальной информации, трансляция учебно-методических материалов, обеспечение формирования целостных знаний, экспериментальная работа и получение прибыли на вложенный капитал. Следует подчеркнуть, что потенциальная востребованность на коммерческом рынке однозначно отличает профессиональные ресурсы от любительских.
Опыт создания сериалов видеолекций в рамках проекта «Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М.В. Ломоносова» показал, что ресурсоемкость при создании подобных продуктов оправдывают четыре основных цели: оперативное сохранение уникальной информации, трансляция учебно-методических материалов, обеспечение формирования целостных знаний и получение прибыли на вложенный капитал. Эти цели определяют средства, которые требуется для создания и практического использования видеолекций.
ЗАДАЧИ И РЕСУРСЫ ПРИ СОЗДАНИИ ВИДЕОЛЕКЦИЙ
1. Выбор лектора. Для создания востребованных видеолекций исключительно важным является сочетание интересной тематики и компетентного лектора, который способен работать с информацией в соответствии с когнитивными принципами.
2. Оперативное сохранение медиаданных. Среднестатистическая видеолекция отличается от научно-исследовательских, научно-популярных, технико-пропагандистских, общеобразовательных фильмов и видеоинструкций отсутствием предварительно согласованного сценария и продолжительным хронометражем (от 45 до 90 минут без перерыва).
3. Соответствие принципам когнитивной теории мультимедийного обучения. Для формирования целостных знаний необходимо, чтобы видеолекция обеспечивала эффективное первичное преподнесение, повторение и закрепление учебного материала. При создании видеолекции ключевая роль принадлежит режиссеру монтажа. При монтаже аудиовизуальных рядов видеолекций используются специальные приемы, направленные на достижение когнитивного комфорта учащихся при первичном восприятии материала.
4. Распространение видеолекций. Видеолекции можно транслировать через сеть при помощи специально разработанных проигрывателей с усовершенствованными системами информационного и навигационного сервиса, примеры которых можно обнаружить в системе Mediasite или на сайте Intuit.ru. Альтернативными носителями видеолекций являются оптические диски.
5. Правовые аспекты создания и распространения видеолекций. Для создания и коммерческого распространения видеолекций учебное заведение должно быть готовым к исполнению требований Закона «Об обязательном экземпляре документов», обладать ресурсной базой, а также иметь расширенный набор разрешенных видов экономической деятельности, согласно ОКВЭД: 22.1, 22.2, 22.3, 51.1, 51.4, 51.90, 52.1, 52.6, 64.1, 71.3, 72.30, 72.40, 72.60, 73.10, 73.20, 74.40, 74.8, 92.1, 92.20, 92.40, 92.5. Видеолекция как производное от лекции составное аудиовизуальное произведение является объектом авторских прав (ст. 1259, 1263 ГК РФ).
Свободное использование охраняемой авторским правом видеолекции в информационных, научных, учебных или культурных целях допускается при условии исключения возможности создать копии видеолекции в цифровой форме (ст. 1274 ГК РФ).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА «ВИДЕОЛЕКЦИЯ»
Перечисленная в статье совокупность исторически сложившихся отличий от других видов образовательных произведений (документов) дает основания для выделения видеолекции в отдельный жанр.
Видеолекция – машиночитаемая совокупность аудиовизуальных данных процесса трансляции взаимосвязанных сведений специалистом, обеспечивающая дидактические функции первичного восприятия, повторения и закрепления информации.