Аннотация:В статье рассматриваются теоретические представления о революции, сложившиеся к «эпохе Маркса» и, во многом, определившие взгляды немецкого философа. Основы «теории революции» Маркса представляются на фоне специальных исследований его предшественников и современников, и выглядят генетически связанными со своей эпохой и состоянием исследовательской мысли.
В историографии XX в. и современных трудах концепции Маркса и его взгляды на революцию выглядят «вырванными из среды»: если в философии Маркса видят предшественников в немецкой классической философии и в Гегеле, политэкономия Маркса выросла из трудов классиков английской политической экономии Смита и Рикардо, «научный коммунизм» уходит корнями в труды т.н. социалистов-утопистов, то «теория революции» Маркса представляется как комплекс самостоятельных новаторских идей. Между тем, начиная с Великой Французской революции о революциях писали постоянно. XIX век, отталкиваясь от анализа Нидерландской, Английской, Великой Французской революции, европейских революций 1848-49 гг., Парижской коммуны 1871 г., породил множество исследований этого феномена. «Истории» Великих английской и французской революций Гизо, Карлейля, де Местра, Минье, Мишле, Токвиля, Блоса, Тэна дали не только обильный фактологический материал, но и заложили основу сравнительного анализа в изучении революций. Традиционно считается, что «теория революции» берет свое начало в 20-х-30-х гг. XX в., и анализ историографии в исследованиях по теории революции начинается с работ Сорокина, Эдвардса, Пети и Бринтона, однако такой подход не совсем корректен. Первые исследования по теории революции появились столетием раньше. В 1830 г. вышла небольшая брошюра Томаса Бэйли «Размышления о причинах политических революций», в которой автор ставит своей задачей создать теорию революции и, несмотря на то, что Бэйли более декларирует задачу, нежели пытается ее решить, его труд можно считать первым отдельным трудом по «теории революции». В 1861-62 гг. выходят еще две брошюры, посвященные «теории революции»: лекция о революциях Г. Йемана (1861) и «История и теория революций» (1862) Джозефа Кларка.
В этом историческом контексте с середины XIX в. стал оформляться и теоретический подход к анализу революций немецких социальных философов Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Основные положения, которые впоследствии создали основу марксистской «теории революции» отражены в нескольких ключевых работах «классиков марксизма»: совместном труде Маркса и Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), отдельных работах Маркса «Классовая борьба во Франции» (1850), «18 брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Гражданская война во Франции» (1871), и Энгельса – «Революция и контрреволюция в Германии» (1852).
Т.о., к середине XIX в. сложился комплекс теоретических представлений о революциях, законах их возникновения и развития. Представления Маркса о революциях не возникли на пустом месте и во многом не представляют принципиально ничего нового, они «выросли» из этой исследовательской среды и генетически связаны со своей эпохой и состоянием исследовательской мысли того времени. Маркс не занимается определением революции, как явления, не вносит ничего нового в изучение алгоритма революции (стадиальность, движение и т.д.). Во взглядах на причины возникновения революций Маркс становится на сторону приверженцев «экономического подхода» и возводит его во главу угла, доводя до степени крайнего детерминизма экономическим базисом всей жизнедеятельности человека. С точки зрения последствий революций Маркс акцентирует внимание на переходе в результате революций не только к новому строю, но и к новой формации – идее, уже высказанной до Маркса, но, пожалуй, именно у Маркса получившей наибольшее значение. В чем Маркс действительно выступил новатором – это в типологизации революций: Маркс выделял революции буржуазные, пролетарские и некий промежуточный вариант в виде революций, прокатившихся 1848-49 гг. по Европе, для которых у Маркса не было названия, а в дальнейшем причисленных в марксизме к буржуазно-демократическим революциям. Следует отметить, что у Маркса не было собственной законченной теории революции, только разрозненные, хоть и многочисленные, высказывания по этой теме, основанные на достижениях современной ему исследовательской мысли, которые в начале XX века «марксисты» начали систематизировать в полноценную теорию.